Ученики уже давно вошли в кабинет и с нетерпением ждали появления профессора Травяницы и профессора Чжоули. В классе стоял легкий гул, какой всегда бывает, перед началом урока. Неожиданно за дверью раздался звук удара, словно что-то мягкое упало на пол, а затем возмущенный вопль: «Ты, что? Белены объелся?!». Ученики поняли, кричала Миссис Норрис. В ответ послышался шепот котенка Гава: «Тихо! Я собираюсь туда пробраться. Говорят у профессора в подсобке крынка со сметаной. Вот доберусь до нее, жизнь будет разлюли - малина!».
- Эх, горе ты мое луковое, - прозвучал голос профессор Чжоули, - нет там ничего, так что зря караулил.
- Запретный плод, как известно… - извиняющимся тоном проговорил Гав.
Дверь открылась, в комнату вошли профессор Травяница и профессор Чжоули. Не медля ни секунды, они объявили тему урока.
Изучение Травоведения средствами Магии языка (фразеологизмы)
Растения появились на Земле задолго до человека. Можно смело утверждать, без растений Земля была бы такой же пустынной и безжизненной планетой, как Марс или Луна. Благодаря им, на нашей планете есть кислород, пища и разнообразные ландшафты. Растения – неотъемлемая часть жизни человека с древнейших времен.
Первые люди жили охотой и собирательством. Женщины выходили из пещер и собирали ягоды, травы и другие плоды. Мужчины заготавливали дрова из деревьев и делали первое оружие. Со временем люди одомашнили некоторые виды растений, стали заниматься сельским хозяйством. Первые маги и целители методом проб и ошибок начали осваиваться свойства трав, цветов и деревьев. Только записать все это, если бы и получилось, то уж больно ненадежно. А вот рассказать, передать от поклонения к поколению через сказки, предания и легенды, - отличный способ. Так и стали появляться в языке человека первые фразеологизмы, связанные с растениями.
Фразеологизмы с именами растений можно назвать биоморфизмы. Основных источников происхождения биоморфизмов пять:
1. Наблюдения человека за свойствами и особенностями растений.
2. Библейские сюжеты.
3. Церковный уклад.
4. Особенности быта наших предков и исторические факты.
5. Античная мифология и история.
Рассмотрим же, каждый источник более подробно.
Не трудно догадаться, что самым обширным и полным источником знаний о растениях и их свойствах служат наблюдения человека. Мы часто говорим: «Да, что вспоминать! Давно быльем поросло!», имея в виду, что кто-то или что-то уже забыто и давно не вспоминается, но мало, кто знает, что «былье» - это трава, а фразеологизм построен на созвучии этого слова и глагола «быть» - произрастать.
Немногим меньше в русском языке биоморфизмов, источниками которых являются библейские сюжеты и церковный уклад. Часто можно услышать: «Он так испугался! Весь задрожал, как осиновый лист». Этот фразеологизм берет свое начало из библейского сюжета: на осине повесили Иуду, предавшего Иисуса, оттого осине суждено вечно дрожать. Вот и человек, которого бьет мелкая дрожь от страха, «дрожит, как осиновый лист». Или другая фраза: «Ученик должен бояться Запретного леса, как черт – ладана». Этот фразеологизм связан с церковным укладом: ладаном кадят во время службы в церкви, он издает сильный запах, которого по поверьям боится нечистая сила. Кстати, ладан – это высушенный сок или смола деревьев рода Босвеллии, одно из древнейших известных людям благовоний.
Еще одним очень обширным источником биоморфизмов является история и быт наших предков. Вспомните такие выражения: «Да, ей все трын-трава!» или «Они, видимо, решили, ободрать меня, как липку!». Фразеологизм «ободрать, как липку» обозначает «лишать всего, грабить», а происходит он из крестьянского быта. Крестьяне изготавливали лапти, корзины и другие предметы из лыка, которое брали с молодых липовых деревьев, обдирая их почти полностью.
И, наконец, последний источник биоморфизмов – античная мифология и история. Например, выражение: «Среди всех учеников пальма первенства принадлежит ей» обозначает, что девушка имеет явное преимущество в чем-то, скорее всего в учебе. Сам же фразеологизм отсылает нас к истории Древней Греции, где победителя состязаний награждают пальмовой ветвью или пальмовым венком.
Что касается оценочной составляющей биоморфизмов, то, как и у большинства фразеологизмов, выделаются положительная и отрицательная оценки. Причем положительных оценок примерно четверть от общего числа всех биоморфизмов. Однако надо ясно понимать, что вряд ли существуют достоверные сведения об общем количестве биоморфизмов, а потому эти сведения являются условными.
Гораздо более интересно узнать, какие виды растений чаще всего упоминаются в биморфизмах. Если разделить все растения на одомашненные и дикорастущие, а деревья выделить в отдельную группу, то можно получить совершенно удивительные результаты. Так первое место по частоте упоминания занимают, не домашние растения, как можно было бы предположить, а дикорастущие. Второе место занимают одомашненные виды растений, а на третьем месте – деревья и их части (листья, корни и пр.).
Удивительно также и то, что фразеологизмов, связанных с растениями, гораздо меньше, чем фразеологизмов, связанных с животными. Почему? Вы подумаете об этом во время подготовки домашнего задания.
Домашнее задание по Травоведению
1. От какого слова произошло название «трын-трава» и как называют это растение сегодня? Кратко расскажите о нем.
2. Какие из приведенных ниже фразеологизмов по истории происхождения напрямую относятся к предмету Травоведение, а какие нет? Обоснуйте свою точку зрения.
а) голова садовая;
б) смотреть в корень;
в) как вкопанный;
г) расцвести махровым цветом;
д) пустить корни;
е) ни бельмеса.
3. Лавровый венец, пожинать лавры, лавры спать не дают, почивать на лаврах, увенчивать лаврами. Все эти фразеологизмы связаны с лавром. Чем же он так покорил наших предков?
4. Ваши рассуждения, почему фразеологизмов с именами дикорастущих растений больше, чем с именами одомашненных?
Домашнее задание по Магии языка
1. Какие из приведенных ниже фразеологизмов происходят из библейских сюжетов и церковного уклада, а какие нет? Обоснуйте свою точку зрения. Объясните их смысл.
а) злачное место;
б) вырвать с корнем;
в) морковкино заговение;
г) бесплодная смоковница.
2. Случилась в далекой стране одна удивительная история. Об ее героях даже книгу написали. До нас же дошло выражение «Попасть в яблочко». Расскажите эту историю и вспомните название и автора книги.
3. С яблоком связано еще, как минимум, два фразеологизма, имеющих историческое или мифологическое происхождение. Назовите их, объясните смысл и расскажите об их происхождении.
4. Мы часто слышим выражение: «Его на мякине не проведешь». Как правильно поставить ударение в слове «мякина»? Каков смысл этого фразеологизма?
5. Думаю, вам знаком фразеологизм «Терновый венец». Есть и другой фразеологизм «Тернистый путь». Связаны ли эти два фразеологизма по смыслу или происхождению? Обоснуйте ответ?
6. Ваши рассуждения, почему фразеологизмов, связанных с растениями, гораздо меньше, чем фразеологизмов, связанных с животными?